Статьи

Все что нужно знать о брендбуке

(Электронный журнал 'Marketing Life', март 2013)


Брендбук – кодекс и библия бренда, это знает каждый.Из чего должен состоять брендбук и как правильно его оформить рассказывают Андрей Волхонский (LogoMaster), Антон Скрипник ( креативное агентство «Da Vinchi Group»), Ольга Дигун («Альфа Химгруп»).

Волхонский Андрей, руководитель студии брендинга и графического дизайна LogoMaster ® и студии дизайна FloMaster ® Web & Design Studio.

Брендбук нужен компаниям и ТМ всегда. Ведь именно он помогает грамотно использовать разработанные элементы фирменного стиля. Крайне важно, чтобы все носители торговой марки были выполнены в едином стиле и выражали общую идею.

“Брендбук — это руководство, содержащее в себе описание и правила использования и применения разработанного для Вас логотипа, фирменного стиля и многих других компонентов.” Нужно различать понятия brandbook и фирменный стиль – это не одно и то же.

Фирменный стиль заключает в себе регламентацию графического и цветового исполнения рекламных, деловых и имиджевых материалов компании и является только одной из составляющих брендбука. Функции брендбука распространяются гораздо шире. Помимо фирменного стиля, он представляет собой совокупность подробной информации о торговой марке, её миссии, легенде, позиционировании, требованиях предъявляемых к упаковке, маркировке продукта и рекламным материалам.

Чем будет наполнен брендбук, зависит от нужд компании или ТМ. Минимальный объем информации, такой как – описание, правила использования и применения логотипа, фирменного стиля должны быть обязательно. Если вы представляете магазин – обязательно должен быть раздел оформления входной группы, кассы, указатели расположения товара, расположения полок и т.д.

В брендбуке для компании упор делается на имиджевую и сувенирную продукцию. Если это торговая марка, под которой продается, например, минеральная вода – здесь важно оформление этикетки, упаковки, транспорта.


Ольга Дигун, руководитель отдела маркетинга и рекламы в ООО «Альфа Химгруп»

Если компания пришла на рынок в серьез и надолго брендбук обязателен. Почему? На этот вопрос легко ответить, раскрыв составляющие брендбука, а именно: Имидж предприятия – устойчивое представление клиентов. Партнеров и общественности о престиже предприятия, качестве его товаров и услуг, репутации менеджмента. Основу имиджа компании составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика: название, логотип.

Логотип – специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования компании (или группы товаров данной компании).

Брендбук – документ, в котором описываются правила и возможные варианты использования всех составляющих фирменного стиля.

Фирменный стиль – единство постоянных визуальных и текстовых элементов, идентифицирующих принадлежность к конкретной фирме и отличающих ее от конкурентов. Набор цветовых, графических, словесных констант, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров и услуг, всей исходящей от компании информации, ее внутреннего и внешнего оформления.

Из перечисленного выше становится очевидным тот факт, что имидж компании, который строится не за один день, а годами, неразрывно связан с историей создания брендбука.

Что для меня значит правильно сделанный брендбук? Я, конечно, могу говорить сухими терминами. Но хочу привести абсолютно простой пример: если в компании на всех уровнях, начиная от секретаря и заканчивая топ-менеджментом электронные корпоративные письма оформлены в разном стиле — это значит в компании не приняты законы фирменного стиля, другими словами брендбука. А если брендбук все-таки существует – то это обычная формальность. Брендбук – это не мифический постулат, а документ, правила которого соблюдаются каждый день во всей исходящей от компании информации, это приверженность одному стилю, это единый информационный посыл, принятый компанией, в котором нет неважных мелочей, ничего второстепенного.

Содержимое брендбука может зависеть от специфики самой компании, от отрасли в которой она существует. Но, как правило, основными стандартными составляющими являются такие разделы, как:

- Логотип: построение, размещение, пиктограммы
- Цветовая гамма и шрифты фирменного стиля
- Деловая документация: бланки письма, приказа, протокола, распоряжения, служебной записки
- Визитные карточки, конверты, папки
- Печатная реклама, листовки
- Внешняя реклама
- Сувенирная продукция, фирменный диск, блокнот
- Шаблоны электронного письма, презентации

Правильно пользоваться брендбуком значит соблюдать все требования к оформлению логотипа, подборке корпоративных цветов, шрифтов, а так же всех принятых в брендбуке стандартов.

Брендбук — это абсолютно простой и прикладной документ, дающий однозначный ответ на все возникающие вопросы, связанные с фирменным стилем и его применением. Соблюдение рекомендаций, указанных в брендбуке, относительно набора цветовых, графических, словесных констант, позволит компании обеспечить визуальное и смысловое единство ее товаров и услуг, всей исходящей от нее информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Иными словами повысит узнаваемость компании, ее бренда и обеспечит единство ее информационного посыла.


Антон Скрипник, арт директор, креативного агентства «Da Vinchi Group»

При открытии своего дела желательно иметь хотя бы минимальный комплект: визитку, бланк и конверт для деловой переписки. Брендбук не обязателен. Хотя иногда наша компания делает небольшие руководства, состоящие из нескольких разделов: правила построения логотипа, использования фирменных шрифтов и цветовых сочетания и несколько элементов фирменного стиля. Соблюдение этих простых правил делает компанию узнаваемой среди клиентов. Брендбук важен, если вы планируете расширить свое присутствие на рынке: открывать филиалы или дополнять линейку продуктов.

Не нужно забывать, что брендбук должен быть удобным и понятным. Не должен содержать излишней информации. Должен быть выдержан в едином корпоративном стиле. Содержимое зависит от потребностей заказчика, никакого стандарта нет. Брендбук для упаковки и брендбук ТМ — это разные руководства.

При заказе элементов фирменного стиля, правильно передавать электронную версию брендбука печатникам или изготовителям. К брендбуку прилагаются макеты, готовые к печати. Остается одно – соблюдать прописанный стандарт.


Подготовила Екатерина Шумило



Заказать комплексное создание бренда в нашей студии
Вы можете по телефону:


+38 044 229-28-22.